суббота, 10 декабря 2016 г.

Судьи намерены исключить из Кодекса судейской этики положения о споре интересов

Глава комиссии Совета судей РФ по этике Ирина Решетникова внесла предложение исключить из Кодекса судейской этики положения, не разрешающие судьям пересматривать дела с участием компаний, где работают родные родственники. Об этом она сообщила на проходящем в Москве IX Общероссийском съезде судей.

Речь заходит о ч. 4 ст. 9 Кодекса судейской этики, которая регулирует основания для отвода судей от разбирательства дел. Яблоком раздора, со слов Решетниковой, стал пп. "б" указанной нормы, в котором отмечается, что основанием для отвода судьи может быть то, что его родные родственники работают в компании, являющейся стороной процесса. "Никто не считал, что это положение будет толковаться так обширно при избрании либо переназначении судей. Предлагается исключить этот пункт из Кодекса", – подчеркнула Решетникова.

Помимо этого, глава комиссии пор этике внесла предложение убрать из Кодекса и п. 5 ст. 9, где отмечается о том, что судья обязан избегать обстановок, когда личные отношенья с сторонами процесса могут привести к обоснованным либо сделать видимость предвзятого отношения. Со слов Решетниковой, при исключении данного пункта "никто ничего не утратит", так как все причины для отводов отмечены в УПК, ГПК, АПК и КАС. "Во всех кодексах имеется такое положение – в случае если имеется прямая, косвенная либо личная заинтересованность судьи, то он подлежит отводу", – разъяснила она.

Решетникова подчернула, что в п. 5 раздельно прописано, что при происхождении аналогичной ситуации судье следует проинформировать об этом лиц, участвующих в деле. "Является процессуальная обязанность у судьи, заложенная не процессуальным кодексом, а корпоративным актом, который регламентирует совсем иное – этическую сторону рассмотрения дел", – разъяснила глава комиссии по этике.

Согласно точки зрения Решетниковой, имеется трудности с п. 3 ст. 9 Кодекса, который гласит, что судье следует по возможности воздерживаться от осуществления таких деяний, которые потом могут привести к конфликту интересов либо послужить другим основанием для исключения его участия в судейском слушании. "У меня имеется чувство, что судьи стали опасаться произвести какие-то лишние деяния, чтобы позже не появилось осуждения. Судьи подходят и задают вопросы, к примеру, могут ли они пересматривать дела с участием банка, если они там брали заём. Такие вопросы предпочтительнее оставить федеральному закону, а не Кодексу судейской этики", – увидела судья, добавив, что сейчас стоит задача внести определенность в определение спора интересов.

Ее поддержал и Евгений Соседов, глава комиссии Совета судей по противодействию коррупции, который поведал, что в президентской комиссии по кадрам при отказе в избрании по большей части ссылаются на нарушения п. 4 ст. 9 Кодекса. В прошедшем сезоне отказ по этому пункту получили 31% кандидатов в судьи, а за 10 месяцев этого года – 45%. "Наряду с этим осуществлённые местными Рекомендациями судей ревизии не распознали заинтересованности в разрешении таких дел", – подчеркнул Соседов, добавив, что глава ВС Вячеслав Лебедев в далеком прошлом предлагает внести изменения или исключить этот пункт из Кодекса (см. "Глава ВС Лебедев внес предложение поменять кодекс судейской этики").

Раньше за изменения Кодекса высказывался глава Высшей квалификационной комиссии судей Николай Тимошин (см. "Глава ВККС: необходимо поменять положения Кодекса судейской этики о споре интересов").


Смотрите дополнительно интересный материал на тему система юрист. Это возможно будет небезынтересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий